
С 23 марта по 09 апреля 2023 года в Галерее «Тушино» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоится персональная выставка живописи Александра Георгиевича Харитонова «Из времени в вечность».
Чтобы посетить все четыре текущих выставки, приобретайте комплексный билет.
Александр Харитонов родился в 1948 г. в Москве в семье художницы Порхуновой Ангелины Васильевны и Харитонова Георгия Андреевича, специалиста научного центра ИАЭ им. Курчатова.
В 1973 году Александр Георгиевич окончил Московский архитектурный институт, работал в качестве архитектора в ЦНИИЭП курортно-туристических комплексов, где 1980-х годах создавал проекты молодежных и оздоровительных центров в Анапе, Мисхоре, Шереметьеве. С 1982 г. — член Союза архитекторов СССР. Как человек разносторонне одаренный Александр Георгиевич увлекается театром и в 1982 и 1984 годах работает сценографом.
В 1990-х годах Александр Харитонов стал проявлять себя как живописец, участвует во множестве выставок. С 1993 года проходят его регулярные персональные выставки в Доме Художника на Кузнецком мосту, Центральном Доме Художника, РЦНК на Мальте (Валлетта), Новом Манеже. В 2003 году Александр Харитонов становится членом Московского Союза художников.
В течение этих десятилетий сложился его собственный живописный стиль романтического экспрессионизма. Так, романтично взволнованное, вдохновенное, во многом опирающееся на интуицию творческой фантазии, общее мировидение художника, как и его пластический метод, дают возможность в ограниченном картинном пространстве отразить Безмерное, улавливать отблески Вечности в текучем потоке Времени.
Живопись Харитонова близка искусству символистов. Именно символисты в особой мере проявляли интерес к тайным движениям жизни и одновременно мечтали о надмирном, именно в их искусстве конфликтно и примирительно соединялись противоположные полюса бытия. Только живописная свобода может творить новую реальность, где царствует цвет как свет, согревающий, дающий надежду, вызывающий радостную сердечную тишину.
Работы представлены в частных собраниях коллекционеров России, Венгрии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Мальты, Польши, США, Франции, Чехии, Швеции, а также в Музее современного русского искусства в Джерси-Сити (США), в Фонде коллекции королевы Испании Софии, коллекции президента Мальты Джозефа Абелы.
«Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны,
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.»
Н.С.Гумилев
«САДЫ МОЕЙ ДУШИ…»
«Звезда» поэта Н.С.Гумилева романтизирована временем и трагическим жизненным концом. Поэтический стиль акмеизм (от греч. Akme – цветущая сила, пора цветения) Н.С.Гумилева стал созвучен моим живописным фантазиям. Затуманенное стекло поэзии символизма было тщательно протёрто и заиграло новыми красками акмеизма полуреального и чувственного мира.
Впервые о поэте и его судьбе я узнал в шестидесятые годы, годы юношества, читая под партой диссидентское стихотворение Виктора Гераскина «Поэты» о судьбе русских поэтов: «…Расстрелян в ЧК на рассвете, помилованный Гумилев…»
Знакомство с поэзией Н.С.Гумилева в то «запрещающее всё» время было равноценно открытию неизведанных и запретных земель, что по своей сути и значимости стало началом для последующего осмысления зародившегося желания изобразить в живописи мир чувств, эмоций и смыслов жизни поэта Серебряного века.
Обращение Н.С.Гумилева к романтическим путешествиям вызывало в душе волнующий трепет, а поэтически осмысленные поэтом мифологические и исторические сюжеты рождали желания передать через создание красочной живописности на белом холсте собственные яркие сопереживания. В цветопластической среде, ставшей образом, я стремлюсь сохранить то первичное, нерукотворное «нечто», чтобы в нём угадывался торжествующий свет радости бытия, уносящий зрителя в звёздные дали и неведомые миры.
Подобно Слову по известному поэтическому императиву Гумилева:
… В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо своё, тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города…
Можно сказать, что картина – есть тайный код, шифр и, одновременно, распахнутый в своей незащищенности автопортрет самого художника. Если образ всплывает сам, то задача художника уберечь его от слишком назойливого влияния самодовлеющих форм и облегчить подсознанию прикосновение к стилевому контексту замысла. Живописцу дана власть населять человеческие души новыми художественными медитациями и тем и тем обновлять их, творить в них новое бытие, новую жизнь. И эта власть – его служение, его крест и его радость. Призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца. Гармонизация целого на полотне является путём, ведущим к созданию произведения искусства.
Задачей художника мне видится симфонирование пространства таким образом, чтобы «вознесённый над ирисами город» был метафизически более убедительным, чем его прообраз, затерявшийся среди холмов и полынных полей истории. Магия зыбкости красочного слоя помогает острей чувствовать время с его неповторимой и загадочной бесконечностью.
Уход от явной и прямой реальности – это попытка осуществления детских грёз и мечтаний о несостоявшихся кругосветных путешествиях, замена непрочитанных книг о великих созидателях и вершителях судеб на сугубо индивидуальное красочное колдовство в виде экспрессивных живописных полотен. Это создание своего живописного мира, ми ассоциаций, мира воспоминаний и иллюзий, мира полупредметного, полуабстрактного символического пространства. Именно искусство помогает нам очутиться в другом мире, более счастливом, помогает нам на какое-то время «сбежать от проблем».
Только живописная свобода может творить новую реальность, где царствует цвет как свет, согревающий, дающий надежду, вызывающий радостную сердечную тишину. И тогда, волнующий шепот живописи, соединяясь с возвышенными словами поэзии, приобретает способность преображать человека и даже исцелять его.
Александр Харитонов
Оставить комментарий