03.11 - 19.11.2017г - Выставка "Октябрь 1917 в плакате" - Выставочный зал "Тушино"
Выставки Новости

03.11 — 19.11.2017г — Выставка «Октябрь 1917 в плакате»

Революционный переворот Октября 1917 года положил начало созданию в РСФСР, а затем и в СССР, многотысячной коллекции политических плакатов, в которых тема торжества революции и сохранения ее завоеваний обрели изобразительную форму. Они украшали улицы, предприятия и учреждения во время главного праздника страны Советов. Эта плакатная коллекция охватывает период семи десятилетий, начиная с 1918 года, выразительно описывая особым графическим языком историю страны. Плакаты отразили главный пафос и устремления революции, в них представлены образы и символы революции и государства, они демонстрируют нам героев и врагов, их сопровождают призывы и здравицы!

Уже с первого года Октября, благодаря мастерству поддержавшего революционные преобразования художника А. Апсита (Петрова), была заложена композиционная основа и набор элементов символико-реалистического праздничного плаката, частично перешедших в дальнейшем в композицию герба СССР: пятиконечная звезда, восходящее солнце с лучами и другие. Начиная со второй годовщины Октября праздничные плакаты приобрели просветительско-пропагандистский характер. В условиях массовой неграмотности в них представлялись сюжетные изображения, построенные по принципу «было раньше и стало теперь», сопровождаемые развернутыми комментариями. Третья годовщина Октября стала знаменательной датой. Плакатное творчество расширяло границы и, наряду с Москвой и Петроградом, включило многие губернские города. Окончание Гражданской войны позволило в праздничных плакатах восславить «диктатуру пролетариата», просуществовавшую три года и ведущую страну «вперед к коммунизму», и выступить с лозунгами о грядущем торжестве «мирового Октября».

1922–1923 гг. были ознаменованы успешным выходом из послереволюционного кризиса, началом восстановления народного хозяйства и активной пропаганды кооперации. Впервые изображение В.И. Ленина стало определяющим символическим образом, олицетворяющим победу Октября и путь к социалистической революции во всем мире. Этот зарождающийся культ вождя, который после его смерти сформировался окончательно, сохранялся в праздничном плакате до празднования 15-летия Октября. Примером могут служить плакаты С. Мухарского «Да здравствует международная пролетарская революция» (1925) и В. Пшеничникова «СССР — союз трудящихся всех национальностей» (1927).

В начале 30-х гг., наряду с задачами коллективизации и индустриализации перед трудящимися страны встала задача совместной борьбы с пролетариями и угнетенными народами всего мира за мировой Октябрь, против растущего милитаризма и фашизма. Особым ритуалом сопровождалось празднование 15-летия Октября, которое совпало с успешным завершением Первой пятилетки («5 лет в 4 года»). С началом Великой Отечественной войны защита великих революционных завоеваний Октября 1917 года стала главной мотивом борьбы против гитлеровских захватчиков. Перелом, наметившийся в боевых действиях в 1944 году и праздничные салюты зазвучавшие в городах, нашли отражение в содержании плакатов. На первое место вышло прославление Великого праздника. Победный пафос послевоенных праздничных плакатов вывел на первое изображение место героев войны и труда, обеспечивших разгром фашизма.

В 1946 году параллельно уже сложившейся — сюжетной — формируется особая стилистика декоративных (т. наз. — «датских») праздничных плакатов, особенно ярко проявившаяся в «октябрьских» плакатах. Их отличала особая красочность, использование флагов, орнаментов, наличие гирлянд и главное — акцент на соотношение дат и обязательное включение здравицы в честь указанной очередной годовщины Октября.

Основы новой стилистики, пришедшей в плакаты после смерти Сталина, когда художники сделали главными героями плакатов участников октябрьских событий, была заложена еще в начале 50-х гг. Вплоть до празднования 40-летия Октября в 1957 году революционная тема в сюжетных праздничных плакатах трактовалась как хроника. В связи с направлением на большую лаконичность декоративные плакаты после решений ХХ съезда Коммунистической партии приобрели новую графическую образность, где ведущее место заняла красная Кремлевская звезда и лозунг «Слава Великому Октябрю!».

С середины 50-х гг. ни одна октябрьская годовщина не обходилась без лозунга «Народ и партия — едины». Снова в качестве символа революции и партии выступил образ Ленина, в разработке которого бесспорное лидерство принадлежало В. Иванову. В его плакате, посвященном 40-летию Октября, монументальная фигура Ленина главенствует над представителями четырех поколений, олицетворяющих важнейшие этапы борьбы «за построение коммунизма». В плакатах А. Антонченко  «Слава Великому Октябрю!» (1960), «Слава Октябрю!» (1961) соединились лаконичность графического языка и новая сюжетная основа, которая отразила успехи страны в освоении космоса, электроэнергетике, промышленном и жилищном строительстве. В 1960-е гг. продолжилась работа В. Иванова над праздничными плакатами. Великолепный портретист сумел внести в них удивительно человечные  героические образы: «В огне Октября закален их союз!» (1960).

Одновременно художниками О. Савостюком и Б. Успенским была заложена основа плакатов с символическим графическим языком («Революционней держите шаг», 1967), а художником В. Корецким был возвращен в плакат фотомонтаж, позволивший отказаться от сюжетного рисунка и внести в графические работы увеличенные портреты всех категорий строителей нового общества, поздравляющих трудящихся страны с «Праздником Октября!».

Александр Шклярук

Оставить комментарий