Программа:
1 отделение
Г.В. Свиридов. 6 романсов на стихи А.С. Пушкина
Исполняют: Денис Заморский – тенор, Пётр Хмельницкий — фортепиано
С.С. Прокофьев. Вальс и Гавот из балета Золушка
А.И. Хачатурян. Адажио из балета Спартак
А.И. Хачатурян. Вальс из музыки в драме Маскарад
Исполняют: Елизавета Грушина – скрипка, Елена Корнеева – фортепиано
Г.В. Свиридов. «Есть одна хорошая песня у соловушки» на стихи С. Есенина.
Исполняют: Денис Заморский – тенор, Пётр Хмельницкий — фортепиано
2 отделение
Г.В. Свиридов. Вокальный цикл «Слободская лирика» на стихи А.А. Прокофьева и М.В. Исаковского
Исполняют: Денис Заморский – тенор, Пётр Хмельницкий — фортепиано
С.В. Рахманинов. Прелюдии для фортепиано.
Исполняет Елена Корнеева – фортепиано
Г.В. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» для тенора и фортепиано на стихи С. Есенина.
Исполняют: Денис Заморский – тенор, Пётр Хмельницкий — фортепиано
____________________________
О произведениях:
В основе новой программы заслуженного артиста России, пианиста Петра Хмельницкого и тенора Дениса Заморского, лежат три вокальных цикла Георгия Васильевича Свиридова.
Цикл песен «Слободская лирика» на стихи А. Прокофьева и М. Исаковского был начат Свиридовым в 1938 году также в годы учения в Ленинградской консерватории. К этому произведению композитор обращался неоднократно, постоянно дорабатывая его. Так, первоначально композитор добавляет песню на стихи М. Исаковского и дает циклу название «Деревенская лирика». Позднее, в 1958 году, делает последнюю редакцию: переставляет номера, вносит изменения и утверждает окончательное название «Слободская лирика». Существуют редакции для тенора, баритона и фортепиано, а также для тенора и фортепиано. Последняя и будет исполняться в концерте.
Маленькая кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964г.).
В основу кантаты положены четыре стихотворения Есенина, относящиеся к разным годам. Первое — «Прощай, родная пуща…» (1916) — прощание крестьянского сына, уходящего из родной деревни. Второе — «Топи да болота…» (1914) — щемящий сердце пейзаж родного края, скромного, «забытого и родного». Третье — «Я странник убогий…» (1915) — образ смиренного молящегося странника, идущего по родной стране с Иисусом в сердце. И, наконец, финальное, четвертое, — «Наша вера не погасла…» (1915), которому Свиридов дал название «Не ищи меня ты в Боге», — размышления о судьбе России, приводящие поэта к горькому, хотя внешне оптимистическому итогу. Четырехчастной кантате композитор предпослал эпиграф из Есенина: «Русь моя, деревянная Русь!»
«Деревянная Русь» существует в различные вариантах исполнительского состава:
- Тенор, мужской хор, оркестр.
- Тенор и фортепиано с участием баса
- Тенор и фортепиано (данная редакция будет исполняться в концерте).
В 1935 году композитор обращается к поэзии А. Пушкина и задумывает вокальный цикл из шести романсов. Работа над ним протекала на протяжении года. Сразу после окончания романсы были изданы и имели большой успех; с 1937 года, в связи с празднованием 100-летия со дня смерти Пушкина, вошли в репертуар выдающихся исполнителей. Именно этот вокальный цикл принес молодому композитору известность.
___________
Приезд Золушки. Вальс
И вот, наконец, он сам. Он весел, его загорелое лицо оживлено, кудри рассыпались по плечам. Быстро взбегает Принц по ступенькам трона и предлагает начать танцы. В этот момент появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный Принц не может отвести от нее глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сестрам, которые не узнают замарашки в ее великолепном наряде.
Мечты Золушки о бале. Гавот
Дом опустел. Золушка остается одна со своими грустными мыслями. Она погружается в мир грез, мечтая о бале во дворце.
______________
Сцена, Адажио Фригии и Спартака — одна из вдохновеннейших страниц в творчестве Хачатуряна, гимн верности, дружбы и любви. Музыка Адажио воплощает этически высокий строй мыслей и душевных переживаний Спартака и Фригии: их взаимную любовь, тоску по родине, волю к борьбе, мечту о свободе. Возвышенная лирика сочетается здесь с гражданским пафосом.
______________
«Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.
В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…»! А.И. Хачатурян
__________________
Образная яркость и конкретность музыки, жизненность самих образов, глубоко коренящихся в русской действительности, наряду с богатством выразительных средств и высоким мастерством фактуры обеспечили прелюдиям Рахманинова широкое признание и любовь аудитории.
Оставить комментарий