19 января 2019 г (суббота) в 16:00 - Концерт фортепианной музыки. Елизавета Алексеевская - Выставочный зал "Тушино"
Концерты Новости

19 января 2019 г (суббота) в 16:00 — Концерт фортепианной музыки. Елизавета Алексеевская

  1. Клавирные сочинения Доменико Скарлатти – более 500 сонат для клавесина – наиболее известные произведения итальянского композитора эпохи барокко, сыгравшие большую роль в становлении жанра классической сонаты и фортепианной техники. Сам Скарлатти называл их упражнениями («Экзерсисами») и призывал исполнителей не искать в них глубокого смысла, а «брать как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина».

Скарлатти создал мелодичные, полные блеска, темперамента, виртуозности клавирные миниатюры, напоминающие по жизнерадостности итальянскую буффонаду. Это скорее не упражнения, а маленькие этюды, или жанровые картинки народной жизни, созданные на основе контраста. В них сочетается графически четкий рисунок с ярким колоритом, аристократизм и элегантность фактуры – с народностью и выразительностью музыкального языка. Здесь можно найти черты итальянского скрипичного стиля, народной танцевальной музыки — итальянской, испанской и португальской.

Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность миниатюр: перемена пальцев при повторении нот, перекрещивание рук, огромные (более чем на октаву) скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами и другие технические приемы.

Сонаты Скарлатти оказали влияние на формирование фортепианного стиля Ф.Э.Баха и Й.Гайдна, прокладывая путь к становлению классической фортепианной школы.

  1. Три интермеццо И.Брамса (ор.117), написанные в 1892 году, — вершина его фортепианной лирики. Это романтические миниатюры, в которых раскрываются внутренние сокровенные грани духовной жизни человека.

Опус 117 относится к поздним сочинениям Брамса, созданным в так называемый «осенний» период его творчества. Его музыка очень глубока и проникновенна. Ей в равной степени присущи изысканность, гармоничность, мудрость, нежность, грусть. Сам композитор называл эти интермеццо «колыбельные моей скорби».

Опус 117 – самый песенный цикл среди всей фортепианной музыки Брамса. Наиболее отчетливо песенное начало выражено в первом интермеццо (Es-dur), навеянном шотландской колыбельной. «Спи, сладко спи, дитя мое, чтобы не видеть мне твоих слез» — эти строки из шотландской народной поэзии композитор использовал в качестве эпиграфа к первому интермеццо, что определяет и общий жанровый облик пьесы. Второе, элегическое интермеццо b-moll вызывает ассоциации с жанром прелюдии.  Третье интермеццо cis-moll приближается к балладе. Его музыка более монументальна, для нее более характерна эпическая повествовательность. Это подлинная «осень брамсовского мира», когда композитор с тоской и улыбкой оглядывается назад, подводя итоги жизненного пути.

  1. Соната «С улицы» («1 октября 1905 года») – одно из немногих крупных фортепианных сочинений Леоша Яначека, классика чешской музыки ХХ века. Она посвящена реальным событиям, произошедшим в Брно 1 октября 1905 года, когда состоялась демонстрация чешской молодежи в поддержку открытия в городе национального университета. Демонстрация была разогнана немецким магистратом, при этом погиб 20-летний рабочий Франтишек Павлик.

Соната была написана в январе 1906 года и первоначально состояла из трех частей, имеющих программные названия: «Предчувствие», «Смерть», «Похоронный марш». До настоящего времени сохранились и исполняются первые две части сонаты. В ее музыке нашли отражение как фольклорные национальные мотивы, так и драматический пафос борьбы за национальную культуру, характерный для позднего романтизма.

  1. Фантазия А. Н. Скрябина h-moll (1900-1901гг.) – одночастное произведение сонатной формы, отличающееся ярким концертным стилем изложения. К ней в полной мере можно отнести слова Г.Нейгауза: «его [Cкрябина] музыка, как звезда, излучает свет».

Произведение соотносится со средним, переходным периодом в творчестве композитора, когда черты зрелого стиля Скрябина уже проявляют себя и в гармоническом, и в композиционном построениях.

В основной теме Фантазии соединены вопросительная диалогичность с преобладанием доминантовости. Сумрачные раздумья преодолеваются волевыми импульсами, расчищающими дорогу лирике второй темы. Завершается Фантазия финальным проведением, в котором утверждается победа добра и света.

  1. Симфонические этюды Р. Шумана (ор.13, 1834) – одно из самых монументальных произведений фортепианного романтического репертуара. Его характерными чертами являются глубокий драматизм, высокая патетика музыкальных образов, их динамика, целеустремленность развития.

Первоначально композитор хотел назвать свое сочинение «Этюдами в оркестровом духе Флорестана и Евсебия».   Это заглавие должно было подчеркнуть оркестровый характер музыки, желание воспроизвести на фортепиано некоторые приемы, способные вызвать эффект оркестрового звучания. Действительно, в ряде эпизодов можно услышать приближение к тембрам деревянных духовых (фагота, кларнета), встретить близкие к скрипичной фактуре виртуозные пассажи или певучую мелодию с виолончельным звуком. Однако, это относилось скорее к техническим приемам письма. Появившееся позднее название «Симфонические этюды» в большей мере объясняет художественный замысел произведения, его размах и масштабность, стремление к сквозному драматическому развитию.

Принцип композиционного строения «Симфонических этюдов» — вариационный. Каждая из 12 вариаций отличается собственным характером и художественным образом: сумрачно-таинственным и фантастически – причудливым, мужественным или скорбно-тоскливым. Эта образная самостоятельность каждой вариации превращает ее в законченную миниатюру, маленький шумановский фортепианный шедевр.

В то же время, тематическая и интонационная близость, общность гармонической структуры объединяют композицию «Симфонических этюдов» в целостный организм. Демонстрация образа с разных ракурсов, разносторонние жанровые связи позволяют автору провести трансформацию начальной трагически-траурной темы в празднично –карнавальное звучание финала.

Оставить комментарий