5 сентября (воскресенье) в 16:00 - Концерт "Посвящение Бетховену" - Музейно-выставочный центр "Тушино"
Концерты Новости

5 сентября (воскресенье) в 16:00 — Концерт «Посвящение Бетховену»

2020 год был объявлен Годом Бетховена — в честь 250-летия со дня рождения величайшего композитора. Было задумано множество интересных программ. Но пандемия нарушила все планы. Поэтому сейчас мы возвращаемся к программе, которая была задумана еще в начале 2020 года.

    Мы предлагаем вашему вниманию необычную программу, в которой всего два произведения. Оба очень масштабные: 33 вариации на вальс Диабелли, ор.120 Л.В.Бетховена и «Этюды в форме свободных вариаций на тему Бетховена» Р.Шумана.

    Вариации на вальс Диабелли — одно из труднейших произведений фортепианного репертуара — было законченно Мастером в 1823 году. История его возникновения такова: в 1819 году известный композитор и маститый, преуспевающий нотоиздатель Антон Диабелли предложил композиторам, живущим в Австрии, или связанным с ней, написать вариации на его вальс. Среди них были Карл Черни, Франц Ксавер Моцарт, Ян Вацлав Воржишек, Ференц Лист, Франц Шуберт, эрцгерцог Рудольф. Всего оказалось пятьдесят композиторов, приславших по одной вариации. Диабелли рассчитывал, что за изданное целиком произведение он выручит средства в помощь вдовам и сиротам, потерявшим своих кормильцев в наполеоновских войнах.

    Бетховену тоже было предложено принять участие в этом благородном деле. Поначалу он отказался принять участие в коллективном произведение, но впоследствии он посылал Диабелли одну за одной вариацией, в результате чего получился гигантский цикл.

     Вариации на вальс Диабелли — последнее крупное фортепианное сочинение, написанное Бетховеном. Оно поражает не только своим масштабом, но и тем, что вбирает в себя то, что ему предшествовало и предсказывает последующие столетия. В произведении возникает множество «цитат» из Шумана, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева. Это делает сочинение в своем роде уникальным.

     Второе произведение в программе также непосредственно связано с Бетховеном. «Этюды в форме свободных вариаций» Шумана — это экспериментальное сочинение на тему Allegretto (II части) Седьмой симфонии Бетховена, которая и на сегодняшний день, согласно рейтингу выдающегося музыкального журналиста Артема Варгафтика, является наиболее часто исполняемым во всем мире сочинением.

     Шуман несколько раз обращался к этому произведению. Существует несколько его вариантов. В каждом варианте Шуман дает новое расположение, новые темы, количество этюдов. Тем не менее, окончательного варианта не существует. Это произведение — своего рода раннее предсказание распространившегося в середине XX века музыкального направления авангарда — алеаторики (от греческого слова alea — жребий), когда предлагается свободный выбор последовательности разделов. Каждое исполнение этого цикла в своем роде уникально, так как каждый исполнитель конструирует его из шумановских деталей по своему.

Оставить комментарий

WordPress Lessons