25.01 - 05.02.2023 - Выставка "Сохраняя традиции" - Галерея Тушино
Выставки Новости

25.01 — 05.02.2023 — Выставка «Сохраняя традиции»

Галерея «Тушино» Объединения «Выставочные залы Москвы» и Творческая мастерская Александра Колесникова представляют коллекцию традиционного русского женского костюма Северной Руси допетровской эпохи.

Для посещения всех текущих выставок приобретайте комплексный билет.

Творческая мастерская Александра Колесникова показывает часть коллекции сарафанов и рубах, реконструированных по фрагментам кроя и узоров тканей, бытовавших на Руси не позднее начала ХVII века.

Самый первый признак национальной узнаваемости человека – его одежда. Особенно последние три века русскому костюму не везло. Реформы Петра I принудительно ориентировали наш народ на западную культуру и то, что в этих залах сегодня, в начале третьего тысячелетия мы видим аутентичный русский костюм допетровской поры, в очередной раз подтверждает неиссякаемые возможности не только наших пращуров, но и моих современников.

Александр Яковлевич Колесников

Александр Колесников, руководитель творческого коллектива единомышленников, четверо из которых имеют звание «Заслуженный художник России», более трех десятков лет имел возможность непосредственного общения с потомками носителей древней культуры своего народа, держал в руках фрагменты одежд, полотенец, скатертей и других тканых предметов, вынутых современниками из пожарищ ХVII века и хранимых на доньях сундуков между пластами берёсты до наших дней. Владельцы этих редкостей предоставили возможность пересчитать узорные нити, перерисовать крой своих раритетов, а уже дома, в Москве, Александр Колесников вместе со своими учениками на традиционном ручном ткацком оборудовании воспроизводили аутентичные ткани и без швейных машин, вручную воссоздавали традиционную русскую одежду.

Эти костюмы сотворены так же, как это делали наши предки. На нескольких опытных делянках в средней полосе России сажали лён и обрабатывали его, как и в давние времена: мочили, мяли, трепали, чесали. Затем прялась нить, которая заправлялась в ткацкий стан. Получалась основа ткани. А челнок, снующий из стороны в сторону, давал утόчную нить, образуя таким образом ткань. Прежние ткани не были широкими. Это связано с небольшой величиной ткацкого стана, который можно было поставить в доме.

Различные части растений, окружающих нас, несут в себе многочисленные пигменты, дающие возможность окрашивать нити и ткани, как это делали в прежние времена, а для набивных тканей создавались красители на масляной основе по старинным рецептурам. Резанные из дерева набойные доски позволяли создавать ткани одного рисунка, но разных цветов, то, что сегодня мы называем «ткани-компаньоны».

После религиозной народной войны, именуемой в науке реформами патриарха Никона, традиционный русский костюм в неизменном виде хранился и бытовал только в среде населения Отечества, именовавшейся старообрядцами, а до той поры одежды одинакового кроя носили крестьянки, горожанки, купчихи, боярыни и государыни. В чистых северных реках на Руси водилось много жемчуга, которым богато украшали свои костюмы и головные уборы русские женщины.

Аналогов коллекции творческой мастерской Александра Колесникова, воссоздающей широкий пласт культуры Северной Руси ХIV- ХVП веков, в музеях нет, так как нитка в естественных условиях недолговечна. Таким образом, к концу 40-х годов ушедшего века (см. официальные научные исследования) практически прекратилось среди русского населения Отечества традиционное воспроизводство национального костюма. Эстрадно-сценический эрзац народной одежды выражал индивидуальные (зачастую сексуальные) взгляды того или иного режиссера массового действа.

В полном виде коллекция традиционной одежды Русского Севера состоит из трех частей: костюмы из набивных, пестрядинных и узорных тканей, то есть включает в себя весь спектр бытовавших в свое время нарядов наших пра…пра…прабабушек. Многие из этих нарядов могут и сегодня достойно представлять традиционную культуру нашего народа не только на подиумах, но и как парадные вечерние, свадебные и праздничные туалеты.

Кураторы выставки:

Наталья Алексеевна Бахромкина (1964)

С начала 90-х годов Наталья Бахромкина профессионально работает в сфере декоративно-прикладного и русского народного творчества. Занимается дизайном украшений из камня и кожи, золотным и лицевым шитьем, изготовлением русского женского костюма и головных уборов по образцам допетровской поры, реалистической флористикой.

Состоит в Творческом Союзе художников России, является членом Гильдии декоративно-прикладного и народного творчества, а также членом «Творческой мастерской А. Колесникова» (традиционный русский костюм). Постоянный участник выставок «Ладья», «Самоцветы на Кузнецком», «Возрождение древнерусского церковного шитья».

Вместе с Л.А. Запылаевой является хранителем коллекции русского костюма А.Я. Колесникова.

Людмила Алексеевна Запылаева (1950), Заслуженный художник РФ

С начала 90-х годов увлеклась идеей возрождения традиционного узорного ткачества и костюма Северной Руси допетровского времени, став одним из ближайших сподвижников А.Я. Колесникова. Занимается изготовлением русского женского костюма и головных уборов по образцам допетровской поры, освоила приемы золотного шитья, бисерного сажения.

Член «Творческой мастерской А. Колесникова» (традиционный русский костюм). Постоянный участник выставок «Ладья».

Вместе с Н.А. Бахромкиной является хранителем коллекции русского костюма А.Я. Колесникова.

Александр Яковлевич Колесников (11 апреля 1943 – 19 февраля 2011) – заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, Народный мастер России.

Целью всей его жизни стало возрождение традиционного узорного ткачества и костюма Северной Руси допетровского времени. Силами А.Я. Колесникова и его учеников сформирована уникальная коллекция традиционной русской одежды, аналогов которой нет ни в одном музее мира. В ней насчитывается около 40 костюмов. Все экспонаты сшиты на руках по древнерусским традициям из сотканных вручную натуральных тканей, украшенных набивным рисунком и многоцветными ткаными вставками. В отделке использованы жемчуг, волоченое серебро, бисер. В создании коллекции принимали участие А.Я Колесников, Л.Н Вавилов, Л.А Запылаева, В.Е. Иванова, С.И Садовый, М.М. Кубарь, Т.А Гуськова, Н.А. Бахромкина.

Коллекция А.Я. Колесникова экспонировалась более чем на 50 выставках, как в России, так и за рубежом.

В 2016 году в издательстве «Северный паломник» вышел сборник «А.Я. Колесников. В поисках затерявшейся старины», в котором опубликованы воспоминания мастера и иллюстрированный каталог его коллекции.
Книгу можно будет приобрести на выставке.

1 комментарий

  • Лучшая память о Колесникова АЯ, очень рада, что смогли организовать такую замечательную выставку👍

Оставить комментарий

WordPress Lessons